БОРИ́С И ГЛЕБ - рус. князья, мл. сыновья кн. Владимира I Святославича, первые святые Рус. правосл. церкви (1071). Убиты по приказу старшего брата Святополка I Окаянного (в рус. фольклоре Опорхол, Святой пок.), к-рый после смерти отца стремился утвердиться на киевском великокняжеском престоле и потому опасался соперничества братьев. Борис (в крещении Роман) (?-1015), кн. Ростовский, получил кн-во по разделу рус. земель ок. 994-96, погиб на реке Альте. Глеб (в крещении Давыд) (?-1015), кн. муромский, убит на р. Смядыни, близ Смоленска. После поражения Святополка кн. Ярослав Владимирович велел перенести останки Б. и Г. в Вышгород под Киевом. 1-2 мая 1115 освящен первый кам. храм-усыпальница Б. и Г. В 1240 во время нашествия татар вышгородский храм разграблен, вероятно, тогда же мощи первых рус. святых были утрачены. Распространение культа Б. и Г. отражено в др.-рус. лит-ре (запись "О убиении Борисове" в "Повести временных лет" под 1015, "Сказание и страсть и похвала святому мученику Борису и Глебу" и др.). Вслед за храмом в Вышгороде Борисоглебские церкви строятся в Чернигове, Смоленске, Рязани, Новгороде, Гродно и др. городах. В духовных стихах 18-19 вв. конфликт между братьями Б. и Г. и Святополком интерпретируется не как полит., а как семейно-бытовой, б. значимым становится мотив идеализации мл. братьев, традиц. для рус. фольклора. В иконографии изображения святых в рост были б. популярны, чем конные, появившиеся под влиянием виз ант. традиции. Среди древнерус. икон Б. и Г. - житийная икона нач. 14 в. из Коломны, икона 14 в. От 12-14 вв. сохр. значит. число резных кам. иконок Б. и Г.
Память Б. и Г.: 2/15 мая, 24 июля / 6 авг.
Борис и Глеб. Икона 14 в.